21 Ноября Чт
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Как появляются непослушные дети?

Как появляются непослушные дети?


     Один из вопросов родителей в 80% случаев связан с непослушанием детей. Звучит он во многих семьях похожим образом. Ребёнок делает всё по-своему; не слушается; не слышит ни с первого, ни со второго раза; обижает других детей; не понимает что можно, что нельзя и даже если знает, то поступает иначе


Алёна Тихоцкая, г. Липецк, руководитель Центра детской психологии и развития «ЮЛА», специальный психолог 

     Не смотря на то, что внешнее описание и проявление непослушания может быть одинаковым у большинства, причины в каждом случае совершенно разные. Когда ребёнок ведёт себя невыносимо из раза в раз, то неудивительно, что мамам и папам приходит в голову мысль о том, что всё это из-за того, что они не справляются со своей ролью и они плохие родители. Но после подробного выяснения семейной ситуации опытный детский психолог поможет разобраться в источнике неблагополучного поведения ребёнка и причина будет совсем не в том, что Вы плохой родитель.  

     Чтобы разобраться, в чём причина трудностей во взаимодействии именно с Вашим ребёнком, важно понять главное – большинство детских трудностей родители могу разрешить самостоятельно, если они находятся в контакте со своим ребёнком, эмоционально близки и отзывчивы. 

     Зачем ребёнку вести себя непослушно, если у него всё в порядке? Значит плохое поведение у детей – это сигнал о неблагополучии, дискомфорте, о нарушении в какой-либо сфере жизни или способ получить желаемое.  

     Каждому важно чувствовать себя в безопасности, особенно это касается маленьких детей. Младенец беспомощен и он совершенно зависим от взрослых, в частности от мамы. Если малыш плачет, то мама спешит на его зов и торопится подойти к нему, помогает избавиться от дискомфорта (покормить, перепеленать, прижать и поцеловать и т.д.). В такой истории ребёнок будет чувствовать поддержку, заботу и любовь. В это время закладывается базовая безопасность и доверие к миру. Получается, что гарантия безопасности – внимание и любовь родителей. Если ребёнок не получает этого привычным и понятным способом, то он будет использовать иные, более изощрённые способы получить эту самую безопасность и становится плаксивее, нетерпимее, агрессивнее. В силу недостаточного опыта самовыражения выбираются именно такие примитивные варианты. Ребёнок в связи с возрастными особенностями не способен понять, что это может больше навредить ему, чем помочь. 

mom-1363919_1920.jpg

     Для того, чтобы сохранять и поддерживать гармоничные отношения с ребёнком важно: 

     1. Устанавливать и соблюдать чёткие и понятные правила, границы; 

     2. Уважать всех членов семьи;

     3. Давать ощущение ценности и значимости; 

     4. Быть доброжелательными и любить ребёнка.  

     Причины непослушания чаще всего кроются в следующем: 

     1. Нейрофизиологические особенности ребёнка. Это значит, что не всегда ребёнок нарочно злит родителей своим поведением. Иногда, из-за специфики типа нервной системы и многих других причин неврологического характера ребёнок физически не способен контролировать процессы, протекающие в организме. В таком случае необходима консультация специалиста медицинского профиля (невролог, психиатр).  

     2. Возрастные кризисы. Отказ от выполнения просьбы, настаивание на своём, стремление сделать наоборот в ряде случаев связан с возрастными изменениями и новообразованиями: с желанием стать самостоятельным, независимым и т.д. Жесткий запрет на отказ и сопротивление в некоторых случаях может привести к перекосу в формировании личности ребёнка. 

     3. Отсутствие чётких правил и границ. Негативизм и сопротивление в ребёнке часто бывают спровоцированы несоблюдением условий единства требований всех взрослых, участвующих в воспитании, а также принципа последовательности (подкрепление слов взрослых делом). Дети попросту не знают как нужно, потому что «нужно» каждый раз по-разному, или вообще не всегда «нужно». Представьте, чтобы происходило с Вами, если бы каждый день Вы выезжали на дорогу и правила дорожного движения были бы разными? 

     4. Злость на себя или родителей. Часть проблем связана с тем, что ребёнок, ощущая свою неуспешность в какой-либо сфере, затрудняется самостоятельно исправить и выразить её. В связи с чем может проявиться непонимание родителей, невнимание к детским переживаниям, что ещё больше стимулирует неадекватный (для конкретной ситуации) способ снятия напряжения и разрешения конфликтной ситуации.  

     5. Часто причиной непослушания является отсутствие альтернативных способов самопредъявления и разрешения проблемы. В данном случае нужно убедиться, что ребёнок имеет представление о том, что можно делать по-другому. Выяснить это можно с помощью вопросов: «Что с этим ещё можно сделать?», «Я чем-то могу тебе помочь?», «Давай подумаем, как ещё можно поступить?». Если ребёнок затрудняется, то предложите свой вариант развития событий: «Мне было бы приятно, если… Для меня важно, чтобы…».

     6. Подражание поведению сверстников. Происходит это по причине несформированного и хрупкого чувства «Я» или желания быть причастным к группе детей, чтобы понимать, что раз есть такие же как я, то со мной всё нормально, я не один. Способом разрешения данной ситуации может служить возможность найти альтернативную компанию с более «здоровыми интересами», например, можно записать ребёнка в какую-либо секцию и кружок, где он сможет найти единомышленников. Или работа над укреплением чувства собственного «Я» и выращивание «здорового эгоизма» со специалистом поможет в решении этого рода конфликта. 

     7. Неблагополучная атмосфера и агрессия в семье. Ребёнок – часть семейной системы. И на все изменения внутри неё (иногда не столь значимые, по мнению взрослых) реагировать будет остро и болезненно. В связи с этим важно скорректировать стиль семейного воспитания и проработать вопрос с семейным психологом. Ведь ребёнок в любом случае будет подстраиваться под семейную систему, и реализовывать паттерны поведения, заложенные ею. 

     На непослушание нельзя реагировать физической агрессией, унижением и оскорблением. Угрозы и крики тоже не дают результатов и всё чаще будут игнорироваться ребёнком. 

     Чтобы снизить конфронтацию и наладить отношения с вашим непослушным ребёнком: 

     Непременно, с помощью «Я-сообщений», дайте понять ребёнку, что для Вас такое поведение неприемлемо: «Я обижаюсь, когда ты отказываешься...», «Мне неприятно, когда ты вредничаешь», «Я сильно расстраиваюсь, когда ты...»  

     Донесите до ребёнка не только свои чувства, но и вариант, подходящий для разрешения ситуации, некоторую «здоровую» модель реагирования. Важно, чтобы Вы сами умели делать это.  

     Всегда будьте последовательны в своих словах и поступках, будьте настойчивы, но не жестоки. Разделение в семье на «добрых» и «злых» только ухудшает положение дел и расшатывает значимость обоих родителей. Позволяйте ребёнку высказать свою позицию, слушайте его и обучайте допустимым формам выражения всех эмоций, в том числе и агрессии. 

     Независимо от причины, единственным основанием для решения проблемы непослушания является доверие ребёнка к родителям, тесный эмоциональный контакт. Если ребёнок будет вам доверять, знать, что вы не осудите, не накажете за плохую оценку, не скажете, что он плохой, а будет уверен, что его любят всегда, не зависимо ни от чего, то и сигналить о неблагополучии через непослушание не придётся. Но если установить контакт всё же не получается, то стоит обраться за помощью к опытному детскому и семейному психологу, так как такая работа требует особой профессиональной подготовки, а также ответственности и последовательности родителей. Если у Вас есть малейшие сомнения по поводу психологического здоровья своего ребёнка, необходимо обратиться к специалисту. И чем раньше, тем лучше!
Социальные комментарии Cackle